Рост торговли на маркетплейсах за последний год оказался впечатляющим. Всего за 2023 год WILDBERRIES обработал 1.5 миллиарда заказов, а общая стоимость проданных товаров увеличилась на 98%, достигнув 1.669 триллиона рублей (по данным WILDBERRIES). Согласно исследованию Яндекса за 2023 год, 85% активных покупателей делают заказы ежемесячно, и почти 30% делают это еженедельно.
Торговля на маркетплейсах становится все более прибыльным бизнесом, с высокими ставками. В борьбе за лидирующие позиции на платформе продавцы прибегают к различным методам, в том числе и к нечестной конкуренции.
Методы черной конкуренции и меры защитыЗаказные негативные отзывыОдин из распространенных и методов - оставлять негативные отзывы с одной звездой на товары конкурента. Даже если товар высокого качества, нечестные конкуренты заполнят отзывы выдуманными недостатками. Они также могут призывать друзей лайкать отрицательные отзывы для их поднятия вверх.
Защитные меры:
- Не молчать, реагировать на отзывы;
- Отвечать вежливо на все выпады, показывая профессионализм;
- Проводить расследование, проверять профили авторов отзывов;
- Акцентировать внимание на качестве и наличии фотографий товара;
- Написать поддержке маркетплейса, описать ситуацию, приложить положительные отзывы других клиентов;
- Убеждать в качестве товара и честности бизнеса.
Борьба за репутацию продолжается, и понимание этих методов поможет продавцам защитить свой бизнес от нечестной конкуренции на маркетплейсах.
Искусственное увеличение рейтинга с помощью заказных отзывовКогда дело касается чужих товаров, недобросовестные продавцы склонны оставлять негативные отзывы, в то время как на свои товары они заказывают положительные отзывы с пятью звездами. Это тактика, направленная на повышение доверия к магазину и привлечение большего числа покупателей. Однако важно понимать, что при некачественном товаре такие махинации приносят пользу лишь временно.
С течением времени обычные покупатели начинают осуществлять покупки и осознают, что качество товара не соответствует заявленному. В подобных случаях заказные положительные отзывы утонут среди реальных негативных отзывов.
Заказ больших партий товара конкурентаОдним из методов нечестной конкуренции является заказ всего имеющегося у конкурента товара на остатках и последующее его невыкупление. Это часто делается, например, в удаленных регионах, чтобы увеличить расходы на логистику и возврат товара. Этот метод приносит пострадавшему:
Высокий процент возвратов, что снижает рейтинг;Статус товара "нет в наличии", после чего сложно восстановить карточку в поиске;
Возможную блокировку личного кабинета, если рейтинг опустится ниже трех звезд.
Введение платных возвратов может частично решить эту проблему, однако оно еще не распространено для всех товаров.
Повреждение товара при примерке и подменаХотя это рискованный способ, черные конкуренты заказывают товар и намеренно его портят при примерке. Это может включать в себя пачканье косметикой, оторванные пуговицы или даже подмену на более дешевый аналог низкого качества.
Влиять на это сложно, и единственным вариантом является реакция на негативные отзывы, подчеркивая, что все товары предоставляются в идеальном состоянии. Ответы также должны акцентировать внимание на том, что поврежденные товары передаются от покупателя к покупателю из-за неправильного оформления возврата по браку.
Недавние изменения в механизме реагирования на подмену товаров на WILDBERRIES включают в себя направление взысканий за подмену в пунктах самовывоза на премии сотрудникам.
Кража фотографийОдним из распространенных методов нарушения законов на маркетплейсах является воровство чужих фотографий из карточек товара. Несмотря на видимую легкость этого действия, оно может привести к серьезным юридическим последствиям, так как воровство фотографий является нарушением авторских прав.
Как себя защитить?Хранение исходных фотографий на облачных платформах или на компьютере является надежным способом защиты, поскольку в них содержится информация о времени и месте съемки.
- Депонирование Фотографий с Использованием Специальных Сервисов
Авторы могут использовать специальные сервисы для депонирования своих фотографий, получая свидетельства о том, что файлы находятся под охраной.
- Составление Претензии к Нарушителям
В случае незаконного использования фотографий авторы могут предъявить претензию через вопросы к товару, указав свои авторские права и угрожая судебными мерами и жалобой на площадке.
- Официальные Обращения к Правообладателям
WILDBERRIES предоставляет раздел "Обращения от правообладателей" для формального обращения авторов. Воришке необходимо будет доказать свои права на фотографии в течение 10 дней, и после этого их товар снимется с продажи.
Кража Товарной МаркиДля предотвращения кражи бренда рекомендуется зарегистрировать права на торговую марку. Недобросовестные конкуренты могут подать документы на регистрацию и затем предъявить претензии с целью блокировки и штрафов.
Жалобы на Отсутствие ДокументовКонкуренты могут пожаловаться на низкое качество товара и потребовать предоставления документов. Важно вести торговлю по белому, приобретать товары у официальных поставщиков и иметь все необходимые документы.
Жалобы на Запрещенные Вложения в ЗаказВведение новых штрафов за запрещенные вложения в упаковку товаров вызвало появление черной конкуренции в этой области. Продавцам следует избегать прикрепления запрещенных вложений, чтобы избежать блокировок и штрафов.
ЗаключениеХотя черная конкуренция может казаться привлекательной, легальные и этичные методы, такие как регистрация товарных марок, обращения к правообладателям и соблюдение правил площадок, представляют собой более устойчивые пути к успеху на маркетплейсах.